Организационная структура
Как мы уже говорили ранее, скелетом организации является ее организационная структура. Перед тем как рассмотреть организационную структуру нашей практики, обратимся вновь к структурированию организаций, которое провел Генри Минцберг, в своей работе.

Минцберг выделяет 5 элементов организационной структуры, которые присутствуют в любой компании:

1
Операционное ядро – сотрудники, непосредственно участвующие в производственном процессе
2
Срединная линия – менеджеры среднего звена, осуществляющие оперативное управление
3
Стратегический апекс - высшее руководство компании, отвечающее за выработку и реализацию стратегии компании
4
Техноструктура – сотрудники, отвечающие за регламентацию деятельности компании
5
Вспомогательный персонал – сотрудники и подразделения, не участвующие непосредственно в производственном процессе, но выполняющие обеспечительные функции для работы компании
Схематично, организационная структура представлена на рисунке 1.
Схематично, организационная структура представлена на рисунке 1.
Одной из ключевых особенностей, которую подметил Г.Минцберг, является то, что для каждого типа конфигурации существует своя системообразующая часть организационной структуры, а влияние остальных частей может быть уменьшено, вплоть до их вырождения.

В простой структуре системообразующей частью является стратегический апекс. Размер средней линии определяется величиной организации и в ряде случаев может быть сокращен до минимума, а техноструктура и вспомогательный персонала могут отсутствовать совсем.

В механистической бюрократии ключевой частью является техноструктура, которая регламентирует основные производственные процессы. Все остальные части неплохо развиты и сбалансированы между собой.

В профессиональной бюрократии системообразующей частью организации является операционное ядро. Техноструктура и средняя линия развиты незначительно, а вспомогательная структура направлена на обеспечение работы профессионального персонала.

В адхократии административная часть переплетается с операционной и составляет системообразующую часть организации.

Понятие «системообразующий элемент» означает, что влияние именно этой части структуры наиболее велико на стабильность/изменчивость организации. Замена исполнителей в простой структуре не оказывает существенного влияния на деятельность организации, потому что решения принимается на уровне первого руководителя. И наоборот, уход 1-го лица, как правило, полностью меняет деятельность всей организации.

Напротив, в профессиональной структуре влияние первого лица на операционную деятельность минимально. Его отсутствие не так сильно влияет на результат работы, как отсутствие ключевых специалистов.

Ключевая роль техноструктуры в механистической бюрократии заключается в том, что именно они выстраивают бизнес-процесс компании и регламентируют каждую операцию процесса. Перестройка деятельности компании произойдет только после того, как аналитики техноструктуры внесут изменения в текущий процесс и скорректируют регламенты работы сотрудников.

На рисунке 3 схематично показаны ключевые части организационных структур, а также формы, которые приобретает оргструктура различных типов конфигураций.

Вернемся к организационной структуре нашей практики. Наш основной бизнес – проекты, в которых каждый из нас производит свою часть продукта. Консультанты, разработчики, менеджеры, тестировщики, системные инженеры, специалисты технической поддержки - все это проектные роли, охватывающие весь производственный процесс от продажи до выполнения проектов. Часть функций менеджеров, которые осуществляются на уровне практики – бюджетирование портфелей, координация команд, - можно отнести к срединной части нашей организационной структуры. К «вспомогательному персоналу» относистся часть функций, которые выполняет ассистент нашей практики и зарождающаяся роль маркетинга. Но весь основной вспомогательный персонал является для нас внешним сервисом, который мы получаем от компании. Иллюстрация нашей оргструктуры приведена на рисунке 4.
Как видите, организационная структура практики – это ярко выраженная структура профессиональной бюрократии. Это значит, что нам присущи как положительные, так и отрицательные стороны данного типа конфигурации. Это также означает, что в своем развитии, мы должны опираться на законы, которые двигают профессиональную структуру, стараясь усиливать положительные, и ослаблять отрицательные аспекты данного типа структуры.