Конфигурации организаций
Чем отличаются разные звери друг от друга? Размером, цветом, характером, средой обитания и многими другими качествами. Чем характеризуются разные типы организаций? Какой из них тот, в котором работа вам принесет максимальное удовлетворение? И какова «среда обитания» для каждой из организаций? Ниже даны описания «идеальных» конфигураций бизнеса с выраженными характерными качествами.
Простая структура
Ключевой характеристикой типа являются отношения. Как отношения внутри организации, так и отношения данной организации с внешней средой – клиентами, партнерами, органами власти.

Основной принцип подбора персонала – лояльность. Важнее, чтобы сотрудник был предан руководителю и быстро выполнял его поручения, чем наличие высокой квалификации сотрудника. Поэтому, на работу предпочитают принимать «своих» людей. Лояльность является и залогом успешного карьерного роста людей, поэтому среди сотрудников существует конкуренция за близость к руководителю, часто называемой "политикой".

Вся ответственность находится на первом лице организации. Поручения спускаются сверху вниз. Если на уровне исполнителя возникает неопределенность по выполнению задачи, то эта неопределенность транслируется вверх, т.к. инициатива может быть наказуема. Если организация большая, и в ней много уровней управления, то возникают существенные задержки в решении задач – то, что мы привыкли называть бюрократией.

Клиентами организаций могут быть как частные лица (B2C - Business to Clients), так и организации (B2B – Business to Business).

Взаимодействия с клиентами и партнерами строятся через отношения первых лиц организации. Продажа услуг или продукта производится за счет выстроенных отношений руководителей – это являются конкурентным преимуществом.

Ключевым риском, который приводит к нестабильности в данной организации, является потеря отношений. Смена генерального директора заказчика приводит к потере этого заказчика. Смена любого из руководителей внутри организации приводит к замене его «команды» - подчиненных данных руководителя.

Слабой стороной организации является ее низкая эффективность.

Сильной стороной организация является способность к быстрой мобилизации.

Механистическая бюрократия
Ключевой характеристикой типа является процесс, состоящий из четко выделенных операций.

Подбор персонала для операционной деятельности производится по принципу конвейера - среди студентов и низкоквалифицированной рабочей силы. Главным качеством сотрудника – способность и готовность выполнения несложных типизированных операций. Текучка персонала не является проблемой, т.к. нового сотрудника можно быстро обучить его обязанностям.

Гарантией результата является надлежащее выполнение сотрудниками их обязанностей (простых операций). Контроль за соблюдением процесса лежит на менеджерах среднего звена.

Конкурентным преимуществом организации является низкая себестоимость продукции за счет процесса, налаженного лучше, чем у конкурентов и стоимости ресурсов – материалов, рабочей силы, - меньшей чем у конкурентов. Реализация конкурентного преимущества проявляется вытеснением конкурентов и экспансией на рынке путем масштабирования.

Для того, чтобы обеспечить максимальную прибыльность необходимо массовое обслуживание, поэтому такие организации работают преимущественно с частными лицами – сегмент B2C.

Ключевым риском, который влияет на стабильность организации, являются события, воздействующие на процесс – изменение законодательства, изменение предпочтений потребителей, изменение качества ресурсов.

Слабой стороной организации является невысокая гибкость

Сильной стороной организации является высокая эффективность

Адхократия
Ключевая характеристика типа – идея, которую необходимо осуществить.

Сотрудниками организации являются люди, разделяющие общую идею и обладающие необходимыми данными/ресурсами для ее реализации. Ценность сотрудника определяется его вкладом в осуществление идеи.

Ответственность разделяется между сотрудниками. Между ними происходит тесное горизонтальное взаимодействие. В коллективе преобладает свободная атмосфера и командный дух.

Конкурентным преимуществом являются наличие необходимых ресурсов – интеллектуальных, материальных, временных и энергия людей.

Потребителями будущего продукта могут бить как B2B, так и B2C сегменты. Но покупателем результата данной организации являются бизнес, способный превратить полученный положительный результат исследований/изобретений в производство продуктов для рынка.

Ключевым риском для организации является утрата общей идеи. Это может произойти как в результате ее реализации, так и в результате понимания частью коллектива или всеми сотрудниками неосуществимости идеи.

Слабая сторона организации – нестабильность, высокие риски

Сильная сторона организации – инновационность

Профессиональная бюрократия
Ключевой характеристикой типа является экспертиза.

Подбор персонала осуществляется путем оценки кандидатов на соответствие профессиональным знаниям и навыкам. Для оценки квалификации широко используется сертификация, как правило, это отраслевые стандарты. Существуют внешние или внутренние образовательные центры, которые обучают специалистов требуемых профессиональных направлений.

Ответственность в организации распределена между экспертами. Каждый эксперт, с одной стороны, берет на себя ответственность в рамках своей роли, не позволяя никому в нее вмешиваться, с другой стороны выталкивает за рамки своей области несвойственные задачи.

В коллективе высоко развит индивидуализм. Между профессионалами существует конкуренция за признание и потребность к дальнейшему профессиональному росту.

Клиентами организации могут являться как частные лица, так и организации, но выдаваемый организацией продукт - всегда индивидуален. Это VIP сегмент, в котором продукт обладает высокой стоимостью.

Основным риском для организации является потеря экспертизы – текучка квалифицированных кадров, уход ключевых сотрудников.

Слабая сторона организации – слабая интеграция

Сильная сторона организации – высокий интеллектуальный потенциал

Никакой из описанных выше типов организаций, не является лучше или хуже других. Но, очевидно, одни типы ближе и комфортней для нас, чем другие.

Если вы увлекаетесь политикой, вам нравится выстраивать отношения, вы нацелены на карьеру - для вас идеальна простая структура. Если вы не любите новизны, вам нравится стабильность, не хотите задерживаться на работе – вам проще найти себя в механистической бюрократии. Если вы не можете сидеть на одном месте, вам всегда нужно что-то исследовать, создавать, вы готовы рисковать и жить этим круглосуточно, то вам подойдет адхократия. Если вы перфекционист, ставите во главу угла качество и профессионализм, требуете этого от себя и других, то, скорее всего, ваш тип – профессиональная бюрократия.

Мы рассмотрели основные характеристики разных типов организаций. В заключение посмотрим на «среду обитания» организаций, т.к. она также имеет свои особенности для каждого из типов. На рисунке приведено расположение типов друг относительно друга, которое предложил Генри Минцберг.

За основу расположения Г.Минцберг взял два параметра:
По вертикали – степень неопределенности отношений/стабильности рынка
По горизонтали – степень неопределенности результата/сложности выпускаемого продукта
С этой точки зрения, простая структура характеризуется, как компания, существующая в условиях слабого или отсутствующего рынка – сделки совершаются на основе договоренностей, и выпускающая несложный продукт – того уровня сложности, который управляем человеком, принимающего все решения.

Механистическая бюрократия существует в конкурентных условиях развитого рынка, в котором потребитель выбирает требуемый продукт по минимальной цене. Продукт, выпускаемый компанией, имеет заранее известные и неизменные свойства, определяемые стандартизированным процессом его производства.

Адхократия характеризуется высокой неопределенностью рынка – для создаваемого компанией продукта рыка может не существовать вообще. Продукт, создаваемый компанией, имеет также высокую степень сложности/неопределенности – до создания работающего продукта доходит менее 10% стартапов.

Профессиональная бюрократия, так же как и механистическая, требует сформировавшегося рынка. Выбор потребителей осуществляется на основе репутации/бренда, который компании имеют на рынке. При этом, выпускаемый компанией продукт характеризуется высокой сложностью – решаемые профессиональной командой задачи сложны и не повторяются, их результат заранее неизвестен, поставленные задачи могут не иметь решения.

Теперь, зная, как выглядят и устроены «звери» в среде организаций и где они «обитают», вы можете осознанно выбирать, какие компании вам ближе, где и как строить карьеру, развиваться, зарабатывать, какие задачи решать, с кем общаться и проводить значительную часть своей жизни.